Статья 42. Утратила силу.

СТ 42 Закона о Защите Прав Потребителей России — Утратила силу. — Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

1. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции:

осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

2. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

3. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

Комментарий к Статье 42 ЗоЗПП РФ

1. В новой редакции Закона в названии статьи при определении предмета контроля к безопасности товара (работы, услуги) добавлено их качество. Это не означает противопоставление качества товара его безопасности, поскольку последняя является важнейшим элементом качества. Это не означает также, что рассматриваемая статья затрагивает какие-то другие показатели качества, кроме безопасности. Добавление уточняет действующую ныне функцию соответствующих органов, которые контролируют как качество, так и безопасность товаров (работ, услуг), и относится не к существу вопроса, а к характеристике органов исполнительной власти.

2. В статье изложены общие полномочия целой группы федеральных органов исполнительной власти, как названных, так и не названных в Законе. Эти органы объединяет единая цель: обеспечить безопасность товаров (работ, услуг). Единство цели предопределяет и единство основных полномочий в рассматриваемой области: установление обязательных требований к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществление государственного контроля за их соблюдением. Общим является и приведенный в статье перечень предписаний, направляемых соответствующим лицам.

Однако конкретный характер требований, устанавливаемых каждым из этих органов, юридическая форма требований, а также объем контрольных полномочий и методы их реализации определяются компетенцией соответствующих органов, устанавливаемой законами и положениями о каждом органе, утверждаемыми Правительством РФ. В настоящее время действуют наиболее важные следующие законы и постановления Правительства РФ, определяющие компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг):
Закон РФ «О стандартизации»от 10 июня 1993 года;
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года;
Положение о Комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 года N 825;
Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ, утвержденное постановлением Совета Министров Правительства РФ от 27 мая 1993 года N 501* (в редакции постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 года N 866);
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной cреды» от 19 декабря 1991 года;
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года.

Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством.

Так, например, Положением* о Министерстве здравоохранения РФ установлено, что в число основных задач министерства входят осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиеническое нормирование вопросов, охраны здоровья населения, разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая контроль за производством, качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, их регистрация; контроль за соблюдением нормативов и стандартов. Для решения указанных задач Минздрав РФ осуществляет в пределах своей компетенции государственную политику в области стандартизации и контроля качества упомянутых объектов в целях обеспечения безопасности и эффективности применения медицинской продукции, выпускаемой предприятиями РФ и ввозимой из-за рубежа; определяет порядок, организует и осуществляет санитарно-эпидемиологическую экспертизу технической документации, продукции и деятельности, потенциально опасной для здоровья населения, а также гигиеническую сертификацию; организует разработку и утверждает федеральные санитарные правила и гигиенические нормативы; проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию дезинфекционных средств, а также государственный контроль в пределах своей компетенции за качеством медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств; осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на основе единых требований к его организации и проведению на территории РФ; утверждает в пределах своей компетенции государственные стандарты (фармакопейные и временные фармакопейные статьи) на лекарственные и диагностические средства, иммунобиологические препараты, а также медико-технические требования на изделия медицинского назначения и медицинскую технику, выдает разрешения на применение в медицинских целях подконтрольных средств и изделий с учетом требований Госстандарта РФ; осуществляет в пределах своей компетенции государственный надзор за соблюдением требований фармакопейных статей и временных фармакопейных статей, государственных стандартов Российской Федерации и технических условий на технику медицинского назначения и медицинские изделия с учетом требований Госстандарта РФ; осуществляет контроль за качеством, производством, оборот и порядком использования подконтрольных средств и изделий, выпускаемых на территории РФ, а также ввозимых из-за рубежа, организует в установленном порядке проведение их обязательной и добровольной сертификации.

Согласно Закону от 19 апреля 1991 года, главные санитарные врачи обладают широким арсеналом мер по пресечению нарушения установленных норм, включая право приостанавливать и прекращать проведение работ, эксплуатацию предприятия, разработку, постановку на производство, выпуск и использование продукции, сырья, пищевых продуктов, рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в вышестоящие и следственные органы.

Действия должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы могут быть обжалованы в течение месяца вышестоящему Главному санитарному врачу, который в течение 30 дней с момента поступления жалобы должен принять по ней решение. При несогласии с решением действия должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Представляется, что те из вышеуказанных мер, которые не предусмотрены Законом о защите прав потребителей, также могут применяться для устранения нарушений требований по безопасности, поскольку, согласно Закону от 19 апреля 1991 года, санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы — это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания, в понятие которой Закон включает потребляемую или используемую продукцию. Этот закон непосредственно провозглашает право граждан на возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушения санитарных правил, установленных для товаров.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года определяет характер некоторых обязательных требований по безопасности продуктов питания и экологические требования к другой продукции.

Так, ст. 31 этого закона предусмотрено, что нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Указанные нормативы утверждаются государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с Государственной агрохимической службой Российской Федерации. Статья 32 Закона предусматривает, что в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Экологические требования к продукции производственно-технического назначения и потребительской продукции должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе их производства, хранения, транспортирования и использования. Указанные требования и методы их обоснования утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной Среды являются Государственный комитет РФ по охране окружающей Среды (Госкомэкология России) и Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ). Компетенция этих органов определена положениями о них. Согласно Положению о Госкомэкологии России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 года N 643, этот Комитет: организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере своей деятельности, а также (в пределах своей компетенции) в области регулирования природопользования; организует и проводит обязательную сертификацию на соответствии экологическим требованиям; обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку экологических требований для учета их в государственных стандартах и утверждаемых им ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах (правилах) в области охраны окружающей Среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия.

Положением конкретизированы полномочия и принимаемые меры по результатам экологического контроля, предусмотренные Законом РСФСР «Об охране окружающей Среды»
Положением о МПР РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 года N 588, установлены полномочия министерства в области нормирования и охраны недр и водных объектов, осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об этих объектах и принимаемых по его результатам мер. Эти полномочия в принципе аналогичны полномочиям Госкомэкологии в сфере его деятельности. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года предусматривает, что санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности, а также их должностными лицами и гражданами. Порядок разработки, утверждения, издания, введения в действие и пересмотра федеральных, республиканских и местных санитарных правил устанавливается Советом Министров РСФСР.

Этим законом установлено также, что вся продукция, с которой соприкасается человек и которая может оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным правилам. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, в том числе предназначенные для использования в быту, допускаются к постановке на производство, к внедрению и применению только на основании заключений органов или учреждений Госсанэпидемслужбы РСФСР об их соответствии санитарным правилам. Эти положения Закона конкретизированы в постановлении Госкомсанэпиднадзора от 5 января 1993 года N 1 «О порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию» и совместном письме Госстандарта и Госкомсанэпиднадзора РФ от 9 марта 1995 года «О сертификации продукции».

Приказом Минздрава РФ от 20 июля 1998 г. N 217 постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 5 января 1993 г. N 1 признано утратившим силу и утверждено Положение о проведении гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств

Изготовители обязаны приостановить производство и реализацию продукции, не соответствующей санитарным правилам, по постановлению Главного государственного санитарного врача или его заместителя, а продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются изготовителем (продавцом) с производства и реализации по предписанию тех же лиц.

Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года предусмотрено осуществление государственного экологического контроля.

Этот контроль осуществляется органами власти и управления общей компетенции, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке: устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, экологические требования к продукции;
требовать устранения выявленных недостатков;
привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
принимать обязательные решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Закон от 19 декабря 1991 года устанавливает следующие виды ответственности за экологические правонарушения (виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека): дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную.

Должностные лица и организации подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, за несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды, неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль, превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней радиации, шума, вибрации, магнитных полей и т.п.

Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также Технической инспекцией труда профсоюзов.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Порядок выдачи предписаний, наложения штрафов и реализации других своих полномочий утверждается каждым органом самостоятельно.

Так, например, Минприроды России утвердило 14 февраля 1996 года Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов. Приказом Госкомсанэпиднадзора России от 7 июля 1993 года N 61 утверждена Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения.

О порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом России см. п.2 комментария к ст.13 Закона РФ «О стандартизации».

Постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. N 293 вышеназванный приказ признан утратившим силу
См. Положение о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, утвержденный указанным постановлением

3. Из новой редакции Закона изъят пункт, определявший компетенцию Госстандарта России в области сертификации, а также расширен перечень предписаний, выдаваемых соответствующими органами. Эти новые предписания практически совпадают с предписаниями, выдаваемыми территориальными управлениями Комитета (см. п. 2 комментария к ст. 40 Закона).

4. В соответствии со специализацией органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), единственным поводом для исков, предъявляемых ими в суды и арбитражные суды к изготовителям, исполнителям, продавцам, являются нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

5. Координация Госстандартом РФ деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), осуществляется различными методами, в том числе путем заключения с ними соглашений о взаимодействии, в которых уточняются функции каждого органа.