Статья 6 ЗоЗПП России с изменениями. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара

Новая редакция СТ 6 Закона о Защите Прав Потребителей России:

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Комментарий к Статье 6 ЗоЗПП РФ

Обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания товара является одной из составляющих, способом обеспечения возможности использования товара по назначению в течение его срока службы.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Статьей 5 Закона, как и в старой редакции Закона, предусмотрено, что обязанность обеспечения возможности использования товара (работы) по назначению возлагается на изготовителя товара и исполнителя работы, которые вправе (обязаны) устанавливать сроки службы соответственно на товары и работы. Вместе с тем ст. 6 Закона (как и в старой редакции) обязанность обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания возлагает лишь на изготовителя товара. В таком решении сказывается различие в характере изделий, изготовленных по индивидуальному заказу и в серийном порядке. В первом случае обеспечение возможности использования вещи по назначению должно обеспечиваться, очевидно, другими методами, хотя и не исключено использование для этих целей ремонта и технического обслуживания соответствующих изделий.

Ответственность за правильность определения объема и ассортимента запасных частей, поставку их соответствующим предприятиям торговли и по техническому обслуживанию и ремонту несет изготовитель. На нем лежит также ответственность за создание необходимого количества предприятий по техническому обслуживанию и ремонту либо заключение на эти работы договоров с другими предприятиями. Следует отметить, что эти новые обязанности изготовителей совпадают с их собственными интересами, поскольку заставляют планировать оптимальный объем и ассортимент производства запасных частей, позволяют повысить конкурентоспособность продукции и объем товарооборота, обезопасить себя от возможных необоснованных претензий. Во избежание последнего изготовитель должен документально фиксировать начало производства товара и дату снятия его с производства.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения изготовителем указанных обязанностей потребитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков в соответствии со ст. 13 Закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение изготовителем своих обязанностей может выражаться в отсутствии в продаже либо в предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту необходимых запчастей, отказе в обслуживании или ремонте по другим причинам, отсутствии самих предприятий такого рода.

Убытки могут состоять из вынужденных расходов, например стоимости проезда на такси при невозможности использовать автомобиль и другие транспортные средства; стоимости пошива одежды в ателье — при невозможности использовать швейную машинку; стоимости ремонта товара в мастерской — при отсутствии в продаже запасных частей и т. п.

Убытки должны взыскиваться с изготовителя по общим правилам об ответственности за нарушение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с обязанностью изготовителя обеспечить техническое обслуживание и ремонт товаров возникает вопрос об объемах поставки и географических границах этой обязанности. Что касается объемов поставкизапасных частей, то, по нашему мнению, они должны определяться объемом выпуска и надежностью товара, а также сложностью ремонта и технического обслуживания. Если эти последние заключаются, например, в замене предохранителя, то большая часть запасных предохранителей должна направляться в торговлю. Если же речь идет о необходимости вскрытия телевизора для замены детали, узла, то, разумеется, подавляющая часть этих деталей должна направляться в ремонтные предприятия. География поставки запасных частей в торговлю и ремонтные предприятия должна определяться местонахождением покупателя — торгового предприятия по договору поставки.