Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Новая редакция СТ 7 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

6. Утратил силу.

Комментарий к Статье 7 ЗоЗПП РФ

1. Безопасность использования товара (работы, услуги) является важнейшим элементом обеспечения возможности использовать его по назначению. Этой обязанности изготовителя (исполнителя) соответствует право потребителя на безопасность товара. (О порядке установления требований по безопасности товара см. п. 5 комментария к ст. 4 Закона.)
В случае неисполнения этой обязанности, т.е. изготовления и реализации товара (работы, услуги), не соответствующего требованиям государственного стандарта по безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан его возместить в соответствии со ст. 14 Закона.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) не бесконечно, а в течение определенных сроков, устанавливаемых им самим в соответствии со ст. 5 Закона в зависимости от характера товара (работы). Этими сроками являются установленный срок службы или срок годности (см. комментарий к ст. 5).

Закон предусматривает, что в том случае, когда установление срока службы не является обязательным (п. 1 ст. 5) и он не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

На вопрос, каким должен быть срок обеспечения безопасности товара, когда не установлен срок годности (обязательный) и срок службы, в том случае, когда его установление было обязательным, Закон прямого ответа не дает. Косвенный ответ содержится в ст. 14, в соответствии с которой возмещается вред, причиненный вследствие необеспечения безопасности товара. В данном случае, предусмотренном ч. 2 п. 3 ст. 14, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Следовательно, и обязанность изготовителя (исполнителя) обеспечивать безопасность товара (работы) каким-либо сроком (в указанном случае) не ограничена. Это является своеобразным наказанием за нарушение изготовителем (исполнителем) своих обязанностей, установленных Законом.

Таким образом, ответственность изготовителя (исполнителя) за обеспечение безопасности по сравнению со старой редакцией Закона, где она ограничивалась 10 годами, резко усилена. Точно также установление срока службы в тех случаях, когда это необязательно установлен, стимулируется установлением 10-летнего срока обеспечения безопасности. О сроке обеспечения безопасности услуг см. комментарий к гл. III Закона.

3. Одним из способов обеспечения безопасности товара (работы, услуги) Закон предусматривает разработку и доведение до потребителя специальных правил использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть разработаны изготовителем (исполнителем), если они необходимы для обеспечения безопасности товара. Речь идет именно об особых, специальных, а не об общеизвестных правилах. В новой редакции Закона определено, что изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец (исполнитель), в соответствии с Законом, обязан эти правила довести до сведения потребителя.

Таким образом, ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил, как было указано, несет изготовитель (исполнитель). Это обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, изготовителями (исполнителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного лица за причиненный вред, в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными.

4. Одним из важных способов обеспечения права потребителя на безопасность товара (работы, услуги) является их обязательная сертификация. Обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), на которые законами РФ или государственными стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя.

В части определения круга товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, и видов актов, которыми устанавливаются требования по безопасности, старая и новая редакции Закона практически совпадают.

Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законами РФ.

Одним из таких законов и является Закон о защите прав потребителей.

Важным новшеством новой редакции Закона является повышение уровня определения перечня товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации. Согласно старой редакции Закона, это право принадлежало Госстандарту РФ. Согласно новой редакции, обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), включенные в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ. Такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации включает товары следующих групп: товары для детей, продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические товары и мыло туалетное, текстильные товары, швейные изделия и головные уборы, пушно-меховые и овчинно-пушные изделия, обувь, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, товары для досуга и развлечений, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности, легковые автомобили и мотовелотехника, средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями, товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных (вредных) внешних воздействий.

В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, входят:
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, химическая чистка и крашение, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги парикмахерских, транспортные услуги, жилищно-коммунальные услуги (см. ЖК РФ с Комментариями), туристские и экскурсионные услуги, услуги торговли и общественного питания.

Постановлением поручено Госстандарту России с участием Госстроя и Минздрава РФ на основе утвержденных перечней опубликовать номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей Среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Правовые основы проведения обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», введенным в действие с момента официального опубликования 25 июня 1993 года.

Во исполнение этого закона Госстандартом РФ утверждены документы, определяющие процедуру проведения сертификации:
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, определяющие цели, принципы и общие правила по проведению обязательной и добровольной сертификации (постановление Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 21 марта 1994 года N 521);
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации, применяемый при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую (постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 года N 15, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 5 апреля 1995 года N 826). Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15 (регистрация Минюста РФ от 1.08.96 N 1139) в указанный Порядок внесены обширные и существенные изменения, введенные в действие с 8 августа 1996 года.

На группы однородной продукции могут утверждаться специальные правила сертификации, учитывающие специфику соответствующих товаров. Так, например, были утверждены в январе 1995 года Правила сертификации парфюмерно-косметической продукции, действие которых распространяется на следующие группы однородных товаров: продукция для ухода за кожей лица и тела; продукция для ухода за волосами; продукция декоративной косметики; продукция для интимных органов; специальная косметическая продукция; продукция для гигиенического ухода и придания запаха; средства для ухода за зубами и полостью рта; продукция для защиты кожи от воздействия вредных факторов.

В новой редакции Закона сохранено запрещение продажи товара (работы, услуги), в том числе импортного, не прошедшего обязательную сертификацию. Проведение сертификации должно быть подтверждено маркировкой знаком соответствия и указанием в технической документации номера сертификата, срока его действия, органа, выдавшего сертификат. Правила применения знака соответствия утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14 (регистрация Минюста РФ от 1.08.96 N 1138). За реализацию товаров (работ, услуг) без проведения обязательной сертификации, необоснованную выдачу сертификата, отсутствие информации об этом установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

В отношении импортных товаров применяется Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Государственным таможенным комитетом РФ и Госстандартом РФ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 15 июня 1994 года N 599).

5. Пункт 5 ст. 7 устанавливает обязанности изготовителя, исполнителя, продавца в производственно-хозяйственной области при обнаружении фактов причинения вреда потребителю или окружающей среде либо фактов, свидетельствующих о возможности причинения такого рода вреда в процессе использования, хранения или транспортировки товара (работы). Основанием для принятия установленных мер могут быть сообщения потребителей, средств массовой информации, контролирующих и других органов, а также результаты испытаний, проведенных самим изготовителем.

Полученная информация, особенно о потенциальной опасности товара, должна быть тщательно проверена, как правило, путем испытаний. При этом должна быть установлена причина, вызвавшая причинение или возможность причинения вреда (нарушение потребителем правил пользования, хранения, транспортировки, конструктивные, технологические нарушения и т.д.), и возможность ее устранения. В соответствии со ст. 18 Закона, проверку качества и проведение экспертизы обеспечивает продавец (изготовитель).

Предусмотренные Законом меры настолько серьезны, что могут причинить изготовителю и продавцу большие экономические потери либо даже привести к прекращению производства.

Поэтому именно они прежде всего заинтересованы в возможно быстром и полном выявлении и устранении причин нарушения требований к безопасности товара.

В этих целях изготовителям целесообразно разработать локальный нормативный акт (стандарт, инструкцию и т.п.), регламентирующий порядок работы в рассматриваемом случае.

Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя (исполнителя) и продавца в случае выпуска продукции с нарушениями требований по безопасности.

Исходя из их возможностей следует распределить соответствующие обязанности следующим образом: производство приостанавливается либо товар снимается с производства изготовителем (исполнителем); реализация — изготовителем (исполнителем) и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя — изготовителем (исполнителем) и продавцом. Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства.

Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т.е. до устранения нарушений производственного происхождения (технология, конструкция, материалы, испытания и т.п.), или других недостатков.

Необходимо разработать детальный механизм реализации этих обязанностей, который, в частности, должен предусматривать порядок возобновления производства и реализации продукции после их приостановления, изъятия ее из оборота и отзыва от потребителя, взаимоотношения между изготовителем и продавцом (в том числе, в связи с их обязанностью по возмещению потребителю убытков в связи с отзывом продукции).

О порядке выдачи предписаний федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), см. комментарий к ст. 42 Закона.

6. Правило, установленное п. 6 ст. 7, является для Закона новым.

Факт реализации опасных товаров (работ) должен быть установлен документально. Акты о реализации опасных товаров (работ) могут быть составлены контролирующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей в соответствии с их компетенцией.

Изъятию подлежат товары (работы), представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя. Изъятие товара (работы), представляющего опасность для окружающей среды, Законом не предусмотрено.

Товары (работы), представляющие опасность для потребителей, подлежат изъятию независимо от того, прошли они сертификацию или нет. Продажа таких недоброкачественных товаров (работ) запрещается, т.е. они должны считаться товарами, изъятыми из оборота.

В соответствии со ст. 169 ГК, договор по реализации опасного товара (работы) как заключенный с нарушением требований Закона, является недействительным. Если продавец (исполнитель) заведомо знал об опасности товара (работы) или сознательно допускал ее наличие (например, при продаже товара без сертификата соответствия), т.е. действовал умышленно, то в этом случае договор является ничтожным, т.е. недействительным с момента его заключения. Следствием этого является изъятие (конфискация) в доход Российской Федерации опасного товара и возвращение потребителю уплаченной суммы продавцом. Взыскание осуществляется по решению суда, куда может обратиться любое заинтересованное лицо, в том числе потребитель, прокурор, органы государственного управления, местного самоуправления, общественные организации потребителей.

В случае, если продавец действовал неумышленно, например, продавал товар, прошедший сертификацию, но оказавшийся все же опасным, такой товар все равно подлежит изъятию по решению суда в соответствии со ст. 243 ГК. (О конфискации товара в качестве административного взыскания см. комментарий к ст. 13 Закона.)