Статья 40 ЗоЗПП России с изменениями. Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей

Новая редакция СТ 40 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее — орган государственного надзора).

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей являются:

1) соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;

2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

4. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей утверждается Правительством Российской Федерации.

5. В положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

6. Орган государственного надзора ежегодно готовит государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

8. Орган государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть привлечен судом к участию в деле, а также вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства.

9. Орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

10. Консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование могут проводиться федеральными государственными учреждениями, подведомственными органу государственного надзора, в порядке и случаях, установленных положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.

Комментарий к Статье 40 ЗоЗПП РФ

1. Федеральный антимонопольный орган — Государственный антимонопольный комитет (далее Комитет) является ведущей государственной организацией по защите прав потребителей, призванной осуществлять государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов в этой области, а также давать официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов. Разъяснения являются актами официального толкования. Разъяснению подлежат вопросы применения соответствующих актов — законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Эти разъяснения имеют официальный характер, т.е. издаются от имени государства.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.

Разъяснения законодательства различными государственными органами не могут содержать норм права. Поэтому они не могут применяться в качестве юридического основания принимаемых решений, в том числе судебных. Таким основанием может быть закон и изданные в соответствии с ним нормативно-правовые акты уполномоченных органов.

Государственный контроль Комитетом осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационных форм. Для реализации результатов контроля Комитет наделен широким кругом полномочий, предусмотренных непосредственно в новой редакции Закона, а также в других законах и иных правовых актах. Эти полномочия можно разделить на 3 группы:
осуществляемые непосредственно Комитетом или его территориальными органами;
направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;
направление материалов в суд.

2. Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам), обязательных для исполнения, и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний (о штрафах см. комментарий к ст. 43). В отличие от старой редакции, Закон содержит перечень некоторых конкретныхпредписаний. Как следует из смысла ст. 40 (п. 1), этот перечень не является исчерпывающим.

Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей установлен Положением о порядке рассмотрения Комитетом России и еготерриториальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (Положение), утвержденным приказом Комитета от 4 апреля 1996 года N 42. Этим же приказом отменены приказы Комитета России от 24 августа 1992 года N 185, от 23 апреля 1993 года N 51 и от 28 июня 1995 года N 89, регулировавшие порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Комитетом и его территориальными управлениями.

Положением предусмотрено два существенно отличающихся друг от друга порядка рассмотрения дел о выявленных нарушениях и выдачи предписаний, в зависимости от характера нарушений: порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. Для рассмотрения дел о нарушениях, выявленных в ходе проведения проверок, по перечню нарушений, установленных Положением, предусмотрен порядок выдачи определенных предписаний по единоличному решению начальника территориального управления (его заместителя).

Положением предусмотрен следующий перечень таких нарушений:
продажа товаров с истекшим сроком годности;
продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены;
продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

Хотя последнее нарушение Законом не предусмотрено, но его упоминание правомерно. Следует обратить внимание на то, что в перечне отсутствуют нарушения, связанные с продажей товаров с истекшим сроком службы, когда установление таких сроков является обязательным.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В связи с указанными нарушениями на основании акта проверки выдаются соответственно предписания: о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности — продавцу; о прекращении продажи товара (работы), на который не установлен обязательный срок годности или службы, — продавцу (исполнителю). При этом под продажей понимается передача товара покупателю. Но предписание выдается также в случае нахождения товара в торговом зале, на витрине, в киоске, лотке и т.п.

Положение не предусматривает направление предписания изготовителю товара, когда срок годности или службы не установлен, хотя именно он должен их устанавливать.

Предписание о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в связи с нарушением установленного Законом порядка предоставления информации о товаре (работе, услуге) действует до получения продавцом (исполнителем, изготовителем) письма территориального органа, выдавшего предписание, о разрешении на продажу.

Однако предписание предусмотрено направлять только продавцу (исполнителю), но не изготовителю товара.

Предписание о прекращении нарушения правил информации об исполнителе (изготовителе, продавце) выдается всем указанным лицам. Срок действия этого предписания в Положении специально не оговорен. Очевидно, оно должно действовать до устранения нарушений.

Предписание территориального управления вручается под расписку (письмом с уведомлением о вручении) в 3-дневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.

3. По нарушениям законов и иных правовых актов РФ о защите прав потребителей рассмотрение дел и принятие решений о выдаче предписаний осуществляется комиссиями Комитета или территориального управления, состав которых определен Положением. Дела рассматриваются, как правило, территориальным управлением по месту нахождения продавца, изготовителя, исполнителя, если дело не принято к рассмотрению Комитетом.

Положением определены права Комитета и его территориальных управлений в ходе подготовки и рассмотрения дел. Решение о возбуждении дела принимает председатель соответствующей комиссии по материалам, представленным определенными должностными лицами Комитета и территориального управления. В отличие от дел, рассматриваемых единолично по результатам проверок, основанием для возбуждения «комиссионных дел» могут быть материалы общественных объединений потребителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, отдельных потребителей, депутатов, представления прокурора, а также акты проверок продавцов, изготовителей, исполнителей. При достаточности материалов председатель соответствующей комиссии выносит определение о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей, содержание которого определено Положением.

Дело должно быть рассмотрено в месячный срок со дня вынесения определения.

Положением регламентируется: процедура оповещения лица, в отношении которого возбуждено дело, о времени и месте его рассмотрения; состав участников рассмотрения; условия рассмотрения дела в отсутствие представителя привлекаемой к ответственности организации; порядок рассмотрения ходатайств об отложении рассмотрения дела; порядок привлечения к участию в деле заинтересованных лиц; вопросы, подлежащие выяснению на заседании комиссии; права представителя привлекаемой организации и заинтересованных лиц; порядок ведения заседания и протокола; основания для отложения и приостановления рассмотрения дела и порядок вынесения определения об этом; порядок вынесения решения, его содержание; порядок и сроки вручения решения и предписания, содержание последнего; порядок и срок исполнения предписания.

Комиссия может вынести решение о выдаче предписания либо о прекращении дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранением нарушения, ликвидацией организации, неподведомственностью дела Комитету (территориальному управлению).

В решении могут быть даны рекомендации о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей, о направлении материалов в соответствующий орган, ведающий выдачей лицензий на занятие определенными видами деятельности, в правоохранительные органы, в органы, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

В связи с этим необходимо отметить, что, согласно Положению, предписание кроме других реквизитов должно содержать указание статьи закона или иного правового акта РФ, которая была нарушена, и в чем конкретно выразилось нарушение (состав нарушения).

Все предписания, независимо от порядка их выдачи, могут быть обжалованы продавцом, изготовителем, исполнителем в арбитражный суд с просьбой о признании их недействительными полностью или частично. Заявления могут быть поданы в течение 6 месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

4. К полномочиям второй группы могут быть отнесены направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, МВД и другие.

Лицензирование в РФ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На основе этого постановления Правительством РФ утверждаются положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Приостановление действия или досрочное аннулирование лицензии осуществляется на основании представления органов, которым такое право предоставлено законодательством РФ. Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено на основании решения лицензионного органа, если устранены нарушения, вызвавшие приостановление.

Новым Уголовным кодексом РФ (УК), который введен в действие с 1 января 1997 года, предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара (работ, услуг) и его безопасностью (ст. 200 и 238). Диспозиция ст. 200 УК практически совпадает с диспозицией ст. 150-3 КОАП РФ (см. комментарий к ст. 13 Закона). Поэтому субъекты, субъективная сторона, объективная сторона этих правонарушений, естественно, совпадают. Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, точнее — по размеру ущерба, причиненного потребителю. Если ущерб значительный — действия квалифицируются по ч. 1 ст. 200 УК, а если ущерб крупный — по ч. 2 ст. 200 УК (п. «в»). Обманом в значительном размере признается обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда, в крупном размере — в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.

По ч. 2 ст. 200 УК квалифицируется также обман потребителя, независимо от размера причиненного ему ущерба (кроме небольшого), если он совершен лицом, ранее судимым за обман потребителей (п. «а»), или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «б»). Лицом, ранее судимым за обман потребителей, является лицо, осужденное за любой вид обмана потребителей (в том числе предусмотренный действующей до 1 января 1997 года ст. 156 УК РСФСР), если судимость не погашена или не снята в соответствии с нормами главы 13 УК. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ст. 35 УК). Таким образом, преступления, предусмотренные п. «б» ст. 200 УК, различаются по характеру группы, целям ее создания — для совершения одного конкретного преступления или для занятия преступной деятельностью вообще. Ст. 200 УК устанавливает ответственность за обман потребителей в сфере торговли и услуг, что не соответствует ГК и Закону, предусматривающим также выполнение для потребителей работ, т.е. услуг, имеющих материальный результат. Представляется, что обман в этой сфере также может быть квалифицирован по ст. 200 УК.

Следует отметить, что в новом УК отсутствует ответственность за нарушение правил торговли, которая определялась в УК РСФСР ст. 156-5.

До 1993 года в России уголовная ответственность в рассматриваемой области существовала за выпуск недоброкачественной продукции из промышленного предприятия (ст. 152 УК РСФСР), выпуск в продажу недоброкачественных товаров в торговых предприятиях (ст. 157 УК РСФСР). Принципиальной основой указанных норм являлось жесткое регулирование государством всех требований к качеству продукции. В связи с началом перехода в экономике к рыночным отношениям произошли принципиальные изменения в порядке нормирования требований к качеству продукции. Законом РФ «О стандартизации», принятым 10 июня 1993 года, закреплено практически введенное ранее правило о том, что государственные требования (обязательные для всеобщего соблюдения) устанавливаются лишь для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов ее контроля и единства маркировки.

Остальные показатели и требования к качеству продукции, содержащиеся в государственных стандартах, являются рекомендательными, и их соблюдение зависит от усмотрения изготовителя (исполнителя) и его контрагентов.

Очевидно, с учетом изложенных соображений была предпринята попытка внести соответствующие коррективы в уголовное законодательство. Законом РФ от 29 апреля 1993 года из Уголовного кодекса РСФСР исключена ст. 152, а ст. 157 изложена в новой редакции, предусматривающей ответственность за изготовление и сбыт недоброкачественных товаров, заведомо не соответствующих государственным стандартам и требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья граждан.

Указанные изменения означали принципиальный поворот в уголовно-правовой ответственности за нарушение требований к качеству продукции и товаров. Во-первых, устранялась уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Во-вторых, вводилась уголовная ответственность за изготовление только недоброкачественных товаров. Втретьих, изменялось содержание состава преступления — вместо выпуска в продажу недоброкачественных товаров вводился их сбыт.

Однако даже при первом чтении была очевидна крайне неудачная конструкция состава преступления по существу (перенесение ответственности со стадии выпуска на изготовление) и нечеткая, противоречивая формулировка (противопоставление каких-то требований государственных стандартов и требований по безопасности).

Эти недостатки были быстро обнаружены, и через 2 месяца Законом РФ от 1 июля 1993 года была введена новая редакция ст. 157 УК РСФСР. В этой редакции законодатель вполне обоснованно возвратился к установлению ответственности за выпуск, а также установил ответственность за продажу товаров (оказание услуг), не отвечающих одному четкому критерию — требованиям безопасности.

В новом УК произошли дальнейшие существенные изменения в этой области. Ст. 238 УК, сохранив ответственность за выпуск или продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотренную ст. 157 УК РСФСР, добавила к ней ответственность за выполнение таких работ. Таким образом, более точно, чем в ст. 200 УК, сформулирована сфера ответственности.

Принципиальное изменение произошло в субъективной стороне преступления. Если ст. 157 УК РСФСР предусматривала ответственность за выпуск или продажу товаров (услуг), заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, т.е. за действия только с прямым умыслом, то ст. 238 УК РФ такого требования не содержит. Иными словами, допускает ответственность также и при установлении вины в форме косвенного умысла. Сказанное относится как к самим действиям виновного, так и к их последствиям (причинение вреда здоровью человека или его смерть). При этом необходимо учитывать требования ст. 27 УК РФ, допускающей различные формы вины в отношении совершаемого действия (бездействия) и наступивших последствий. Если по отношению к последствиям виновный действовал умышленно, то преступление должно квалифицироваться по статьям УК об ответственности за умышленные преступления против жизни и здоровья.

Статья 238 УК в первой части содержит, по существу, составы четырех преступлений (выпуск или продажа, неправомерная выдача или использование документа о безопасности), имеющих различных субъектов. Из смысла и текста статьи следует, что речь идет только о товарах народного потребления (работах, услугах), под которыми, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», понимаются товары, предназначенные для удовлетворения личных бытовых нужд граждан-потребителей.

Таким образом, вновь подтверждено упразднение уголовной ответственности за изготовление или выпуск продукции производственно-технического назначения.

Под выпуском обычно понимают передачу (отгрузку) продукции изготовителем заказчику (покупателю по договору поставки). Выпущенной считается также продукция хотя и не переданная заказчику, но прошедшая все стадии обработки, предусмотренные технологией, а также технический контроль предприятия и окончательно подготовленная к сдаче заказчику. Однако состав преступления является оконченным лишь с момента наступления последствий, предусмотренных ч. 1 ст. 238 — неосторожное причинение вреда здоровью человека, независимо от его тяжести. В отличие от ст. 157 УК РСФСР, в ст. 238 отсутствует такое последствие, как создание угрозы причинения вреда. Хотя ст. 238 не содержит указаний о специальных субъектах преступления, однако ими могут быть лишь работники предприятияизготовителя (независимо от форм собственности), на которых, в соответствии с действующим на них порядком, возложена ответственность за соответствие качества выпускаемых товаров (работ, услуг) установленным требованиям и которым предоставлено право принимать решение о их выпуске.

Такими работниками обычно являются директор, главный инженер, начальник технического контроля, а также другие лица, выполняющие управленческие функции.

Должностные лица оптовых сбытовых и импортирующих товары организаций не подпадают под действие ст. 238 УК.

Под продажей товаров следует понимать как непосредственную передачу товара покупателю (заказчику) — гражданину, так и переход к нему права собственности на товар (например, оплата товара и оставление его на хранение или для доставки).

Нахождение недоброкачественного товара в торговом зале с целью его продажи по распоряжению соответствующего руководящего лица розничного торгового предприятия может рассматриваться как начало осуществления преступного умысла и квалифицироваться как приготовление к преступлению — продаже опасных товаров. Субъектами ответственности за преступную продажу товара могут быть руководящие лица магазина, давшие указание о его продаже, и другие работники магазина, участвовавшие в продаже опасного товара.

Под требованиями по безопасности товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей следует понимать требования по безопасности, которые, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом РФ «О стандартизации», устанавливаются как обязательные в законодательных актах или государственных стандартах.

Согласно последнему закону, соответствие продукции (работ, услуг) требованиям государственных стандартов по безопасности определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Однако наличие сертификата соответствия требованиям безопасности или его отсутствие еще не означает фактического соответствия (несоответствия) этим требованиям всех 100% продукции, поскольку сертификаты чаще всего выдаются на основании сертификационных испытаний образцов товара. Для квалификации действий по ст. 238 УК необходимо установить фактическое несоответствие товара требованиям безопасности.

Экспертиза по этим вопросам должна поручаться аккредитованным органам по сертификации соответствующей продукции.

Два других состава преступления, содержащихся в ч. 1 ст. 238 УК, предусматривают правонарушения в области обязательной сертификации: неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товара, работ, услуг требованиям безопасности. Речь, по существу, идет о нарушении правил обязательной сертификации со стороны органа по сертификации (выдача) и изготовителей, продавцов, исполнителей (использование). Сложнее вопрос об ответственности испытательной лаборатории, поскольку выдаваемый ею протокол испытаний формально не является «официальным документом, удостоверяющим соответствие товара требованиям безопасности», даже если в нем имеются кроме фактических показателей также и нормативные требования. Представляется, что в случае нарушения правил проведения сертификационных испытаний и выдачи незаконных протоколов руководители лабораторий могут нести ответственность по статьям УК о преступлениях против интересов государственной службы или службы в коммерческих и иных организациях.

Следует обратить внимание на то, что ст. 170 КОАП РФ установлена административная ответственность за предоставление недостоверных результатов испытаний продукции и необоснованную выдачу сертификата соответствия. Субъекты, субъективная и объективная стороны этих проступков и аналогичного преступления, предусмотренного ст. 238 (ч. 1), совпадают (см. комментарий к ст. 13 Закона). Неправомерное использование выданного документа означает реализацию товара (работы, услуги) с незаконно выданным сертификатом соответствия изготовителем, продавцом, исполнителем.

Статья 170 КОАП РФ не содержит аналогичного правонарушения.

По совпадающим правонарушениям (реализация товаров, не отвечающих требованиям безопасности, на которые они были сертифицированы) разграничение между ст. 170 КОАП РФ и ст. 238 УК проходит по последствиям этих действий. Уголовная ответственность связана с причинением вреда здоровью или смертью человека. Следует также еще раз подчеркнуть, что ст. 238 УК предусматривает ответственность за нарушения в области безопасности товаров, работ и услуг для потребителей-граждан, а часть 1 ст. 170 КОАП РФ говорит о нарушениях всех обязательных требований ГОСТов на продукцию, реализуемую организациям. Содержание понятия «продукция» и понятия «потребитель» в части 2 ст. 170 КОАП РФ законодатель не раскрывает. Квалифицирующими признаками преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 238 УК, являются предусмотренные ч. 2 этой статьи:
выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности жизни и здоровья, а равно неправомерная выдача или использование сертификата соответствия на товары, работы, услуги, предназначенные для детей до 6 лет, если это повлекло по неосторожности причинение вреда указанным детям;
причинение действиями, указанными в ч. 1 ст. 238 УК, по неосторожности вреда здоровью двух или более лиц;
наступление по неосторожности виновного смерти человека в результате указанных действий;
совершение действий, предусмотренных частями 1 или 2 ст. 238 УК, если это повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц.

5. Третью группу полномочий Комитета составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушения прав потребителей и направлено на устранение допущенных нарушений. Иски предъявляются в районный (городской) народный суд в соответствии с территориальной подсудностью, установленной ст. 17 Закона.

Под неоднократным нарушением прав потребителей следует понимать второе и последующие нарушения прав потребителей изготовителем, продавцом, исполнителем, которые зафиксированы в установленном порядке (акты проверки, решения судов и других уполномоченных органов). Законом не раскрывается содержание понятия «грубое нарушение прав потребителей». Решение об отнесении нарушения к грубым должно приниматься судом, рассматривающим дело о ликвидации (см. п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 68). Юридические лица ликвидируются по решению суда в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК.

Иски о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение с индивидуальных предпринимателей предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения ответчика (ст. 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ).